Наш преподаватель Андрей Рогозин рассказывает о тонкостях профессии:

Как-то раз на занятиях студенты меня спросили: почему вы, фотографы, живёте так долго? Не помню, что я тогда ответил: полагаю, как-то отшутился, потому что как можно серьезно отвечать на подобные вопросы?! Но сейчас, когда этот же вопрос поставила передо мной редакция Look At Me, я задумался: а может, и правда есть какая-то причина, по которой фотографы живут долго, дольше статистической нормы? Возможно, есть какой-то фактор, что-то связанное с образом жизни?

Вопрос интересный, но прежде чем строить гипотезы, я решил проверить сам факт: правда ли, что фотографы живут долго? Для этого я собрал известных и значимых фотографов, имена которых на слуху у целевой аудитории. В список попали фэшн-фотографы и документалисты, пейзажисты и арт-фотографы. Только военных фотографов я в него не стал включать по понятным причинам, ведь у них срок жизни определяется в большинстве случаев не здоровьем, а нелепыми и трагическими случайностями. Самое удивительное, что после анализа оказалось, что мы, фотографы, и в самом деле живём долго!

Для того чтобы вам не пришлось читать список из 203 позиций, я решил его немного сократить, оставив в нём только очень известных фотографов, чьи имена знает любой человек, имеющий отношение к современной визуальной культуре. И вот что получилось:

Изображение


Средний возраст фотографа составляет 82 года. При этом средняя продолжительность жизни в США — 75 лет, во Франции — 77 лет. Кстати, если сравнивать эту цифру с нашими российскими 64 годами, то вывод один: всей стране срочно нужно переквалифицироваться в профессиональных фотографов! Два персонажа с самыми короткими сроками жизни из нашего списка (60 и 63 года) — это Юджин Смит и Ги Бурден. Отметим, что Юджин Смит умер от осложнений, связанных с употреблением наркотиков и алкоголя, а Ги Бурден славился деспотизмом, жестокостью и нервозностью. Если же исключить их из статистики, то результат сразу становится еще более впечатляющим.

С такой статистикой на руках отшутиться уже не получится, придется найти серьезное обоснование. Что именно влияет на продолжительность жизни фотографа, в чём секрет? Для того чтобы это понять, необходимо внимательно посмотреть на жизнь фотографа как таковую, на то, что он делает, как именно он это делает, каков его распорядок дня. Да и сам процесс съемки, вроде бы очевидный и понятный, нужно проанализировать: во многом именно в нём, как мне кажется, кроется ответ на вопрос.

Что же делает фотограф? Снимает? Нет! В первую очередь он двигается, ходит, перемещается, зачастую проводя очень много времени на воздухе. Это очевидно касается и пейзажистов, и стрит-фотографов, и документалистов, хотя в меньшей степени относится к фэшн-фотографам. «Качество ваших фотографий в первую очередь зависит от того, насколько изношены ваши подошвы», — говорил один из величайших документалистов XX века. Или вот цитата на 40 лет свежее: «Я беру камеру и иду в город. Я хожу, смотрю, дышу, и в тот момент, когда я перестаю различать, где город, а где я, начинается съемка». Это сказал Алекс Вебб — один из величайших современных стрит-фотографов.

О том, сколько времени (причем в любую погоду) проводил на природе, в горах, в лесу гений пейзажной фотографии Энсел Адамс, я думаю, каждый из нас догадывается и так. И вот что интересно: средняя статистика по фэшн-фотографам (если анализировать полную базу из 203 персонажей) чуть хуже — у них средний срок жизни примерно на год меньше, чем в среднем по всей моей выборке, и на три года меньше, чем у документалистов. Оно и понятно: ходить фэшн-фотографу приходится гораздо меньше, да и сама съемка обычно проходит гораздо статичнее. Кроме того, фэшн-фотографы обычно живут в городе, перемещаются на машинах, их образ жизни в каком-то смысле ближе к образу жизни типичного городского клерка, и статистика сразу показывает нам, к чему это приводит.

О пользе ходьбы написано столько, что даже как-то неудобно рассуждать на эту тему. Пока ты ходишь — ты жив, и этим всё сказано. Интереснее поговорить о другом. Ведь не только документалисты и пейзажисты живут дольше: средний срок жизни фэшн-фотографов тоже не укладывается в «общечеловеческую» статистику. Дело в том, что съемка — процесс творческий. Снимать и думать одновременно практически невозможно, ведь творчество — отнюдь не левополушарный процесс. Как говорил Картье-Брессон, думать надо до и после съемки, а в самом процессе съемки логика только мешает. Можно сказать, что в процессе съемки хороший фотограф находится в своего рода трансе, он становится един с окружающей реальностью, воспринимает ее гармонию как часть себя, как нечто внутреннее, а не как что-то внешнее.
 
Это состояние транса, своего рода медитация, и есть, как мне кажется, причина продолжительной жизни фотографов. Регулярное целенаправленное созерцание снимает стресс, позволяет вырваться из тисков загнанного и взвинченного темпа жизни, даёт отдых голове и душе. Один из моих знакомых, весьма известный московский фэшн-фотограф, как-то сравнил съемку с медитацией под водопадом: ты точно так же пытаешься вне логики и расхожих штампов найти ответ на вопрос «Что такое красота, которую я вижу перед собой?», а вокруг носится куча народа, который мешает, отвлекает, дёргает. Главное в этом процессе — не потерять концентрацию и продолжать скорее чувствовать, чем думать.

Итак, причин, по большому счету, две: внешнее, физическое движение и внутренний, душевный покой. Ничего нового мы не открыли: любой тибетский лама или беломорский святой старец скажут то же самое. Но почему-то мы всё время склонны забывать именно такие простые истины. Так что мой вам совет: камеру в руки, расслабляющую музыку в наушники — и вперёд, на улицу, к хорошим фотографиям и 82-летней (в среднем) жизни!

источник



События Photoplay